АО «НИИАС» приступил к программе испытаний воздушных беспилотников

Российские
железнодорожники готовы к масштабному внедрению авиационных дронов. Остались
только законодательные ограничения, которые могут снять до конца года. Ведущий
научно-проектный институт РЖД АО «НИИАС» приступил к программе испытаний и
созданию концепции применения воздушных беспилотников.

По
данным сайта государственных закупок в РЖД уже сейчас используют более 60
дронов. Специалисты НИИАС считают, что потребность в них гораздо больше. Опрос
служб показал, что сфера их применения широка: контроль за элементами пути,
мостами и контактной сетью, наблюдение за ходом ремонтных работ, строительством
объектов, охрана периметра. Оснащенные лазерными и тепловизионными датчиками
мультикоптеры могут сканировать критически важные конструкции, распознавать
возможные места схода лавин и оползней, определять теплопотери и незаконные
врезки в системе теплоснабжения, контролировать загрузку складских терминалов
углем.  И это еще не полный список.

Инженеры НИИАСа провели
многочисленные испытания дронов в полевых условиях и составили технические
требования РЖД к авиационным беспилотным системам. Выделили 20 ключевых
характеристик беспилотников, решающих задачи ситуационной осведомленности при
проведении аварийно-восстановительных работ, начиная с дальности полета, веса
аппарата и заканчивая особенностями программного обеспечения и качеством
передаваемого видео.  Квадрокоптеры
хорошо себя показали на учениях ремонтно-восстановительных поездов 22 мая в
Туле. Они контролировали ход проведения учений и передавали «картинку» в штаб
ликвидации последствий ЧС в Москве. После принятия решения в РЖД, более 150
восстановительных поездов, работающих на железных дорогах первого и второго
класса, будут оборудованы беспилотными авиационными системами.

– Пока применение дронов
при ликвидации последствий ЧС ограничивает воздушное законодательство. Лететь в
оперативном режиме нельзя, сейчас нужно получать разрешение Росавиации за 3
суток, а у нас в таких случаях может не быть и часа. Сейчас в Росавиации
рассматриваются наши предложения, в то же время Минтранс вскоре упростит
использование воздушного пространства на высотах до 150 метров в режиме прямой
видимости в светлое время суток. Нас устраивает всё, кроме времени суток, железные
дороги работают круглосуточно. Надеюсь, что и это обстоятельство к концу года
будет учтено, – рассказывает Алексей Карелов, начальник отдела АО «НИИАС»,
занимающийся вопросами беспилотной авиации на железнодорожном транспорте 

Специалисты НИИАС, в том
числе планируют разработку системы защиты дронов от перехвата и создание
комплекса охраны ключевой инфраструктуры РЖД от атаки с воздуха –
кибербезопасность сейчас в приоритете. Следующим шагом будет создание комплекса
эксплуатации авиамодулей: учет беспилотников, их техобслуживание, повышение
квалификации персонала. Всё это будет увязано с цифровыми картами, которыми
традиционно занимается НИИАС.

– Для инженеров и ученых
будущее это не абстракция, а то, что они сегодня создают и проверяют на
испытательных полигонах, – говорит генеральный директор АО «НИИАС» Игорь
Розенберг. – Наш институт стал центром компетенций в области авиационных систем
РЖД и в этом качестве не уступает зарубежным инжиниринговым компаниям. Мы
разрабатываем большие комплексные решения, понимая, как в дальнейшем они будут
интегрироваться в экосреду как российских, так и зарубежных железных дорог.

На майском
железнодорожном инновационном форуме, организованном Азиатским банком развития
и Международным союзом железных дорог в Маниле, была отмечена огромная
значимость проекта НИИАС по использованию дронов для мониторинга
железнодорожной инфраструктуры, проводимого в рамках международного научного
гранта.

Источник: ecnovosti.ru