Театр «великих слез и великого смеха»: БДТ отмечает вековой юбилей

Первый в истории БДТ спектакль дали 15 февраля 1919 года

Даже если бы БДТ имени Г.А. Товстоногова пришлось выбирать дату для своего юбилея, то лучшего времени, чем 2019-й, объявленный в нашей стране Годом театра, было бы не придумать. Что значит для коллектива этот вековой юбилей? Чем живет сегодня легендарный театр? И каким видится его будущее? 

Первый в истории БДТ спектакль дали 15 февраля 1919 года. Это была драма «Дон Карлос», которая по своему духу соответствовала задаче времени: создать «театр героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии».

Как все начиналось 

Главным идейным вдохновителем нового театра стал Максим Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам – и все мы – издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею… человека честного деяния, великого подвига…».  

Выдвинутый Горьким лозунг: «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение и в репертуаре.

Через год после премьеры первый художественный руководитель БДТ, поэт Александр Блок удивлялся: «Как это могло случиться – что подошли к великому с голыми руками, «без исканий» и достигли таких результатов? Именно потому и достигли, что подошли с открытой душой, отвечу я себе. Подошли без гордости и в меру своих сил».

Эпоха Товстоногова 

Подлинный расцвет театра наступил с приходом одиннадцатого по счету главного режиссера Георгия Товстоногова. Было это в 1956 году. Спустя время этот период назовут эпохой Товстоногова, а БДТ – первой сценой страны.  «Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни», – писал театровед Анатолий Смелянский.

По легенде, знакомство с коллективом новый худрук начал с фразы, ставшей позже крылатой: «Запомните, я не съедобен!» Однако, несмотря на всю жесткость режиссера, все отмечали его великий дар – находить хороших актеров, а потом из них выращивать гениальных исполнителей. Достаточно назвать такие легендарные имена, как Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Татьяна Доронина, Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Евгений Лебедев, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Олег Басилашвили. И этот звездный список можно продолжать долго.

Старожилы театра вспоминают, что руководил репетициями Георгий Товстоногов всегда с одного и того же места. Это был шестой ряд зрительного зала, а пульт стоял у мест 176-177.

Сейчас в мемориальном кабинете режиссера все сохранено, как при его жизни. Даже любимая пепельница из галантерейного магазина, которая путешествовала с Товстоноговым из кабинета в зал и без которой он не хотел начинать работать, стоит на своем привычном месте. Именно Товстоногов сделал БДТ передовой сценой, гремевшей на весь мир. И с 1992 года театр носит имя этого выдающегося режиссера.

Перезагрузка 

Сегодняшний художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, который возглавил театр в марте 2013-го, признался, что сезон-2018/19 особенно важен для театра.

«В феврале мы отпразднуем столетие театра, который еще тогда, в 1919 году, был задуман как прогрессивное место, соединяющее в себе и бесценное наследие прошлого, и тесную связь с современным миром. Для нас очень важно продолжать быть таким театром, открытым человеку, открытым миру», – сказал Андрей Могучий.

Сейчас в театре работает труппа, объединяющая артистов разных поколений: от товстоноговских актеров до выпускников стажерской группы. А в репертуаре БДТ – постановки как классических, так и современных пьес. Многие из них отмечены высшими национальными премиями. 

В театре проводят обсуждения спектаклей, читают лекции, работает «педагогическая лаборатория». И вся эта социально-образовательная программа для зрителей носит название «Эпоха просвещения».

В своем поздравлении театру председатель правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что в БДТ царит «мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал».

И все мы тоже знаем, что в БДТ по-прежнему царит дух любви к искусству, и к нам, зрителям. И это, наверное, самое главное.

По информации «Петербургского дневника», торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня основания БДТ, состоится 3 марта на основной сцене театра.

СПРАВКА

БДТ имени Г.А. Товстоногова основан в 1918 году по инициативе писателя Максима Горького, актрисы Марии Андреевой и поэта Александра Блока.

Именно поэт стал первым художественным руководителем прославленного в будущем БДТ и провозгласил его кредо: сделать театр «великих слез и великого смеха».

В советские годы БДТ ему дали имя Максима Горького.

С 1992 года театр носит имя режиссера Георгия Товстоногова, который руководил им 33 года.

С 2013 года художественным руководителем БДТ стал Андрей Могучий. Его постановки не раз становились лауреатами премии самых престижных национальных театральных премий.

Прямая речь: 

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова: 

«БДТ – один из важнейших символов нашего города. Рожденный 100 лет назад в революционном Петрограде как театр для нового зрителя, ставший в 60‑70‑е годы главным театром Ленинграда и ленинградской интеллигенции, БДТ сегодня – это театр, который дышит с городом одним воздухом, живет с ним в одном ритме. Для меня БДТ – это бескомпромиссное служение художественным смыслам, это великая традиция, устремленная в новый день. БДТ – это люди, люди на сцене и люди в зале. БДТ – это коллекция, команда высококлассных артистов, передающих из поколения в поколение, как эстафетную палочку, рецепт профессионального мастерства».

Эдуард Кочергин, главный художник БДТ им. Г.А.Товстоногова: 

«От всех других театров БДТ отличает очень мощная уникальная труппа. Наш театр всегда был в первую очередь актерским. Как во времена Товстоногова, так и сейчас. Наш актерский состав – самый лучший! Кстати, недавно мы были на гастролях в Москве, и далеко не самые последние в театральном мире люди были просто восхищены нашей труппой! Считаю это комплиментом». 

Светлана Крючкова, народная артистка России: 

«БДТ – это мой родной дом. Я служу в этом театре уже 43 с половиной года! Главная отличительная черта БДТ – это сыгранность актеров. Она безупречна. Если сравнивать театр с музыкой, то мы как единый ансамбль, где каждый исполнитель знает свое место. Знает, где громче, а где тише. Где флейта, а где литавры… При этом каждый актер – очень яркая личность. Георгий Александрович Товстоногов не использовал индивидуальность артиста, как это иногда делают в кино, а развивал его, помогал ему расти. Этот принцип сохраняется по сей день». 

Мария Лаврова, заслуженная артистка России:  

«В БДТ я уже третий представитель семьи Лавровых. Здесь в 1919 году начинал работать, правда, в массовке, Юрий Сергеевич Лавров – мой дед. Здесь служили мои папа и мама. С 1993 года здесь работаю и я. Конечно, БДТ за это время постоянно менялся. Но в этом и состоит прелесть театра. Он не может быть законсервирован, он должен постоянно обновляться».

Карина Разумовская, актриса БДТ:  

«Работать с большими артистами рядом несложно, это, наоборот, большая удача, огромный стимул развиваться. Рядом с ними хочется тянуться ввысь. Наш театр – это семья и команда единомышленников, здесь царит атмосфера любви друг к другу и к профессии. Это крайне важно для создания спектакля – все работают на одно дело. БДТ – удивительный театр! Он совмещает в себе хулиганство, новаторство и при этом традицию и интеллигентность. Это внутреннее состояние, которое наши артисты, особенно взрослые, несут со сцены. Большой драматический театр – это мой дом, место, куда мне хочется возвращаться, где хочется творить».

Сергей Лосев, заслуженный артист России: 

«Что можно сказать о театре, в котором служишь уже 40 лет? БДТ – это мой родной дом. Я работал здесь с Товстоноговым, видел плеяду выдающихся актеров. И тот факт, что сегодня Андрей Могучий поддерживает театр на высоком уровне, дает веру в то, что он будет развиваться и дальше. И я жажду здесь играть и играть как можно дольше».

Андрей Шарков, заслуженный артист России: 

«Еще когда я жил и учился в небольшом городе, то всегда мечтал работать в БДТ. И я очень рад, что она сбылась. БДТ – это моя мечта, моя жизнь. В этом году любимому театру исполняется 100 лет. И 25 лет, как я в нем служу. Это четвертинка всей моей жизни. Это мой театр. И я хочу, чтобы в нем всегда было много хороших актеров. Чтобы на смену старожилам приходили молодые талантливые артисты».

Геннадий Блинов, артист БДТ: 

«Для меня БДТ – это не семья, а слаженный коллектив, вдохновляющий меня труд, атмосфера любви к своему делу. Стиль, профессионализм, достоинство и открытость к диалогу – это, на мой взгляд, характеризует сейчас наш театр. Всегда очень интересно работать со старшим поколением артистов, мы многому у них учимся – и в профессии, и в жизни. БДТ все время в движении, он обращает внимание на проблемы и в себе, и в обществе, и он пытается эти проблемы как-то решать».

Виктор Княжев, артист БДТ:  

«С корифеями БДТ, с одной стороны, легко – они очень хорошие партнеры на сцене, мы всегда к ним прислушиваемся. С другой стороны, трудно – они задают очень высокую планку, и мы всегда стараемся соответствовать. Наш театр чувствует время. Это было когда-то при Блоке, при Товстоногове, это есть при Андрее Могучем. БДТ сейчас – это молодой по духу театр для разных поколений зрителей. О БДТ говорят, он у всех на слуху, билеты не достать. Для меня БДТ – это часть жизни. Я люблю свою профессию, я заранее прихожу всегда на спектакли, мне интересно общаться с людьми, которые здесь работают, нравится сцена, атмосфера в БДТ. Здесь можно сказать свое мнение, и тебя услышат, здесь всегда все в движении».

Алена Кучкова, актриса БДТ: 

«Работать с такими прекрасными и великими артистами одно удовольствие, мы всегда чувствуем поддержку. В них так много энергии непосредственности – позавидует любой молодой артист! Еще на стадии читок и репетиций ты понимаешь, что мы – команда. Среди нас нет деления на взрослых или молодых, великих или начинающих, все мы в первую очередь артисты, которые хотят сделать хороший спектакль. Главное отличие БДТ от всех других театров в том, что у нас есть Андрей Анатольевич Могучий! БДТ – это моя большая победа и возможность творить».

Анатолий Петров, артист:  

«Я всегда с радостью иду в театр, в репертуаре которого занят практически каждый день. Я знаю, что меня ждет что-то новое. И даже, если не знаю, что именно, это тем более интересно. БДТ – многоплоскостная конструкция. Он не просто оправдывает все мои ожидания. Он всегда выше моих запросов. И я счастлив, что служу здесь».

Аграфена Петровская, актриса БДТ:  

«В БДТ самая лучшая труппа. И с точки зрения профессионализма, и с человеческой. Каждый уникален и все друг у друга учатся. Конкуренция, конечно же, есть, но она здоровая! Артиста БДТ всегда можно узнать, от него всегда идет своя, особая энергетика, свечение, здесь будто заложены какие-то коды, есть какая-то определенная краска. Моя профессия – быть актрисой, и БДТ для меня – это место работы, место, где я реализуюсь в своей профессии. Мне важно, что я актриса именно этого театра».

    Открыть в полном размере

Bdt.spb.ru

    Источник: spbdnevnik.ru